Стратегическое партнерство Молдавии и Украины грозит России новым кризисом

Впервые за долгое время Молдавия и Украина объявили о перезагрузке двусторонних отношений. Президенты двух стран Майя Санду и Владимир Зеленский договорились о начале строительства трассы Киев — Кишинев, которая пройдет в обход Приднестровья. По мнению экспертов, новая магистраль может иметь военное значение, привести к торгово-экономической блокаде непризнанной республики и стать очередным инструментом геополитического давления на Россию.

Во вторник президент Молдавии Майя Санду совершила первый зарубежный визит, который пришелся на Украину. В ходе встречи с президентом Владимиром Зеленским, по мнению самой Санду, был сделан важный шаг к установлению нового уровня стратегического партнерства в двусторонних отношениях.

Как отмечает «Коммерсантъ», с первых минут встречи Санду задала переговорам дружелюбный тон. Осматривая роту почетного караула у киевского Мариинского дворца, Санду произнесла националистический лозунг «Слава Украине!», а затем в ходе пресс-конференции на время перешла на украинский язык, пытаясь понравиться Зеленскому.

«В последние годы молдавско-украинский диалог на уровне глав государств был практически приостановлен. Я подтверждаю, что Украина является стратегическим партнером для Республики Молдова, и поддержка постоянного и прагматического сотрудничества с Украиной является важным заданием для Республики Молдова и для института президента», – цитирует Интерфакс слова Санду.

Действительно, после заявления предыдущего молдавского лидера Игоря Додона о том, что «де-факто Крым – это российская территория», украинские президенты избегали с ним контактов. Теперь же новый лидер Молдавии сообщила, что главы двух стран договорились учредить межпрезидентский совет «для обсуждения и решения двусторонних проблем, в том числе и тех, которые длительное время не решались».

Зеленский, в свою очередь, заявил, что обсудил Санду урегулирование конфликта в Приднестровье и посредническую роль Украины в формате «5+2», передает ТАСС. «В который раз хочу подчеркнуть, что позиция Украины относительно приднестровского урегулирования остается неизменной: мы твердо поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Молдавии в пределах ее международно признанных границ», – отметил он, поблагодарив Санду за то, что она «не боится признавать Крым украинским».

В ноябре прошлого года Санду уже высказывалась относительно Крыма в интервью изданию «Европейская правда», связав эту тему с проблемой Донбасса. Тогда она в качестве совета Украине поставила в пример «мягкий подход», который применяется к Приднестровью с начала 90-х. Санду прозрачно намекнула, что Киеву пора отказаться от военного сценария и начать прямые переговоры с ДНР и ЛНР. Любопытно, что в последствии президент Молдавии не возвращалась к этой теме, и переговоры в Киеве во вторник не стали исключением.

Лидеры Украины и Молдавии также обсудили «амбициозную идею» строительства современной магистрали, которая соединит Киев и Кишинев. Проект предполагает создание транспортного коридора, который сократит путь между двумя столицами до пяти часов и может стать самым коротким путем из центра Украины в страны Центральной Европы. По словам Зеленского, для строительства магистрали планируется создание пограничного мостового перехода через реку Днестр.

Стоит отметить, что строительство трассы планируется через города Сороки и Ямполь и будет проходить в обход Приднестровья. Сейчас путь из Киева к Кишиневу проходит по еще советской автотрассе, пересекая Киевскую, Черкасскую, Кировоградскую и Одесскую области, а далее – по территории Приднестровья. Теоретическое время пути по этой дороге составляет чуть более 6 часов. Однако, как пояснил газете ВЗГЛЯД бывший замглавы МИД Молдавии Валерий Осталеп, реально водитель тратит на это путешествие куда больше времени в силу полного развала автодорожной инфраструктуры как на Украине, так и в Молдавии.

«Такая автодорога потребует от обеих стран капитальных вложений сил и средств, а также много времени. Надо будет не только проложить асфальт, но и обустроить всю инфраструктуру. Подобная магистраль – объект двойного назначения, как гражданского, так и военного. К тому времени, когда проект может выйти из стадии разговоров и приблизится к реализации, ни Зеленский, ни Санду уже не будут президентами», – отметил дипломат. Он напомнил, что разговоры на эту тему между Киевом и Кишиневом ведутся давно, «но воз и ныне там».

Собеседник также упомянул о планах совместной борьбы Молдавии и Украины с контрабандой на общей границе. «Однако сети контрабандистов с каждым годом крепнут и становятся более изощренными», – отметил Осталеп. По его словам, вся история украинско-молдавского сотрудничества в этой сфере показывает, что у обеих стран «полностью беззубый государственный аппарат». «И то, что именно эту тему отдельно включили в переговорный процесс, лично я воспринимаю прохладно. Без привязки к реальной экономике все это – пустые заявления», – сетует собеседник.

По мнению замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, новые связи между Украиной и Молдавией будут носить прежде всего политический характер. «Трудно представить, в каких совместных экономических проектах будут участвовать эти страны хотя бы потому, что сейчас они становятся конкурентами в борьбе за европейский рынок: Украина решила забросить промышленность и объявляет себя аграрной державой, какой раньше, при Советском Союзе, была Молдавия, – объяснил он. – А вот участвовать в совместных политических проектах и соревноваться в том, чтобы первыми заявлять о российской опасности и вмешательстве в чужие дела – да, здесь они могут найти общий язык и начать политические провокации в пограничном районе между Одессой, Кишиневом и Тирасполем». 

В то же время руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев подчеркивает, что обе страны зависимы от внешнего управления, поэтому Киев «будет пытаться подтянуть Молдавию к «крымской платформе». Собеседник сомневается в наличии общих для двух стран экономических проектов. «Но у них может быть взаимный интерес к борьбе с олигархатом. Зеленского прежде всего беспокоит экс-президент Петр Порошенко, а Санду – Владимир Плахотнюк. Факт давних теплых отношений Плахотнюка с Порошенко общеизвестный», – пояснил эксперт.

Другим общим интересом для обоих остается проблема Приднестровья. Именно Киев, о чем говорят в Молдавии, «может способствовать торгово-экономической и военной изоляции Приднестровья». «Если Кишинев ограничит транзит российских миротворцев через свой аэропорт, то на ровном месте создается кризисная ситуация. Понятно, что это может произойти не столько в интересах Киева или Кишинева, сколько в интересах Запада. Тем не менее, изоляция Приднестровья может оказаться еще одной точкой геополитического давления на Россию», – резюмировал Золотарев.

Поделиться ссылкой: